Человечество давно грезит строительством обитаемой базы на Луне и на Марсе. Но для этого требуются знания и опыт строительства куполов, способных защитить переселенцев от агрессивной среды безжизненных планет.
В то же время, исследователи морей и океанов тоже задумываются о возведении подводных баз, чтобы сделать изучение подводного мира удобнее и эффективнее. И в их фантазиях жилые и исследовательские модули тоже представляют собой купола.
Получается, для движения вперёд учёным нужны надежные купола, которые способны выдержать экстремальные нагрузки. И желательно, чтобы они не стоили сумасшедших денег.
Но пока такого опыта у нас нет. А почему? Да потому что мы и на суше купола не строим. А если бы строили, то был бы и опыт, и технологии, и производственные мощности. Но пока в этом никто не видит смысла. А ведь накрывать районы или целые города куполами может быть экономически выгодно.
Пофантазируем на эту тему.
Изоляция жилых кварталов под куполами имеет ряд преимуществ.
Формирование стабильного микроклимата. Погодные условия внешней среды не будут влиять на вашу повседневную жизнь. Можно будет в любое время года выйти за кофе в шортах.
Удешевление строительства под куполом. Дома не нужно будет утеплять, ведь за окнами всегда будет хорошая погода. Не нужен утеплитель, толстые стены из бетона, не будет высоток (они не влезут под купол), не нужна система центрального отопления.
Контроль безопасности. Архитектура и логистика под куполами ограничивает возможности криминальных элементов. Под куполом будут формироваться сообщества "своих" людей, а между собой купола будут соединяться несколькими улицами, а не дворами.
Контроль загрязнения. Внутри не будет свалок, воздух фильтруется, мусор утилизируется и перерабатывается в энергию.
Альтернативные источники энергии. Купол легко укомплектовать солнечными панелями и ветряками. Зимой тепло от самих жителей частично согревает внутренние помещения.
Компактная и удобная инфраструктура. Созданные для комфортной жизни, купола полностью укомплектованы всем необходимым в шаговой доступности. Магазины, рестораны, услуги, социальные объекты — всё на первых этажах и всё рядом. Это можно заложить на этапе проектирования.
Хороший психологический климат. Всегда хорошая погода, всё под рукой, чувство безопасности — всё это способствует формированию устойчивого ощущения счастья у человека.
Развитие внутреннего транспорта. Между куполами можно организовать автоматически работающий транспорт. Это даст толчок развитию электро- или магнитному транспорту.
Экономия жильцов. Нужно меньше одежды, нужно меньше платить за обогрев, меньше платить за транспорт.
У жильцов всегда есть выбор. Например, сидеть всю зиму в тепле или выйти из-под купола и покататься с ледяной горки. Люди не заложники куполов, они могут покинуть их в любое время и отправиться на природу. Ведь в нашем случае мы не спасаемся от техногенной катастрофы.
Но у этого проекта есть такая же куча недостатков.
Прочность конструкции. У нас мало опыт в строительстве куполов, а значит нам сложно спроектировать большую и прочную конструкцию. Сколько бы она ни стоила, самое главное, чтобы она не рухнула под натиском ветра, дождя и снега.
Высокая стоимость конструкции. Потребуются огромные средства уже на этапе проектирования. И ещё больше на этапе строительства. И вряд ли экономия на строительстве зданий уже под куполом компенсирует эти затраты. Но со временем строительство станет дешевле, когда индустрия наберёт обороты.
Высокая стоимость климатических систем. Такое огромное помещение нужно проветрить, охладить летом, подогреть зимой, увлажнить. И при этом не сломаться. И хотя это возможно при существующих технологиях, объемы большие. А значит и затраты тоже. Хотя, вопрос нагрева воздуха от солнца можно частично решить за счёт напыления специальных составов на стекло или установкой фильтров. А ещё можно проветривать помещения просто открывая шлюзы в нужных местах. Но всё стоит денег на старте.
Высокая стоимость жилья под куполом. Не надо обманывать себя. Купить квартиру под куполом будет стоить дорого. Не обязательно как самолет, но существенно дороже обычной квартиры. Сначала это будут, скорее, элитные районы. Причём, соберутся там только те, кто согласиться променять дома на квартиры поменьше — вряд ли квартиры будут большими (хотя хотелось бы). Но, опять же, со временем цены выровняются.
Без машины внутри купола. Под куполом не будет автомобильных дорог — они занимают слишком много места, а машины загрязняют воздух в закрытом помещении. Так что передвигаться между дальними районами можно будет либо за пределами куполов, либо на неких гольф карах.
Наверняка, услышав о куполе над городом, вы представили себе огромную прозрачную полусферу, накрывающую огромный город с небоскрёбами.
Нет-нет-нет — это, хоть и красиво, но бессмысленно. Такой купол просто треснет и обвалится на головы жителей.
Купол над городом будет состоять из небольших "пузырей" различной формы, охватывающих максимум несколько домов, улицу или небольшой квартал. Сами пузыри будут состоять из небольших частиц (сотов) — треугольников или шестиугольников. Это даст конструкции устойчивость.
А что ещё нужно предусмотреть при строительстве городов под куполами?
Напыление на стёкла. Чтобы рассеивать свет и избежать эффекта линзы. Иначе внутреннее помещение превратится в духовку.
Система естественной вентиляции. Чтобы сэкономить на очистке и охлаждении воздуха, необходимо предусмотреть систему воздуховодов, которые создавали бы естественный сквозняк летом.
Система накопления тепла. Солнце и жители города будут нагревать воздух под куполом. В зимнее время это тепло необходимо накапливать и распределять по всему помещению, чтобы снизить издержки на отопление.
Выход во вне. Купола не должны быть изолированы. Необходимо предусмотреть выходы за их пределы из каждого купола. Как в торговом центре.
Погода внутри. Возможно, с целью развлечения и для массовой уборки, можно устраивать под куполом дожди. По расписанию, конечно, чтобы люди не промокли — всё для людей! Ну и туманы будут круто смотреться. Изменение погоды можно монетизировать, устроив платное голосование.
Транспорт внутри. Машин здесь не будет, значит должна быть альтернатива. Подземные метро или велодорожки? Электротранспорт, маглевы? Люди будут перемещаться внутри, это без сомнения, и им нужно что-то экологичное, компактное и удобное.
Высотные здания сквозь купол. Ни один продвинутый город не обходится без многоэтажек. Возможно, в центре купола имеет смысл возводить высотное офисное здание, которое будет проходить сквозь крышу купола и возвышаться над ним. При этом, купол может использовать высотку в качестве опоры. Так можно и упростить строительство, и увеличить вместимость куполов.
Архитектурные изыскания. В отсутствие климатических барьеров, архитекторы смогут реализовывать под куполом нестандартные проекты, смешивая стили и материалы. Мне видится, что в городах под куполами мы увидим настоящую палитру архитектурных красок.
Ну и самое интересное, сколько же может стоить такой проект? И как сделать его окупаемым?
Для примера, возьмем проект "Остров Мечты" в Москве. Это парк развлечений. В его центре накрытые куполами улицы.
Закрытая площадь составляет 350 000 квадратных метров.
Стоимость этого проекта — 1,5 миллиарда долларов (источник). Ежемесячные расходы на содержание — 400 миллионов рублей. Это весь персонал, системы жизнеобеспечения, энергоресурсы и обновление внутренней инфраструктуры.
Получается, нам нужно продать 350 000 квадратных метров за 87 000 000 000 рублей и еще получать ежемесячно 400 миллионов.
Квадратный метр жилья под куполом будет стоить почти 250 000 рублей. Дороговато даже по московским меркам. Но что там по обслуживанию?
Средний чек за обслуживание жилища в Москве составляет около 3 500 рублей (источник) за квартиру площадь от 50 до 60 квадратных метров (а это самый популярный метраж у москвичей — источник). Получается, если оставить сборы на том же уровне в расчёте на ту же площадь, получим ежемесячные сборы в размере 20 416 666 рублей (350 000 / 60 х 3 500).
Казалось бы, не очень выгодно. Но учтём, несколько фактов:
Центрального отопления у нас нет, а значит и издержек нет.
Вывоз мусора осуществляется централизованно, а значит и стоит дешевле.
У нас есть альтернативные источники энергии, которые компенсируют часть затрат на электричество.
Жилые кварталы потребляют кратно меньше электроэнергии, чем парк развлечений.
Жилые кварталы не нуждаются в парке развлечений, что делает проект дешевле.
Жилые кварталы под куполом не нуждаются в таком количестве персонала, как парк развлечений, что снизит ежемесячные затраты.
Если стоимость содержания сделать фиксированной, то люди согласятся с незначительным повышением (не больше 30%).
И главное, город под куполом не должен окупиться в первый же год. За счёт ежемесячных сборов можно окупиться и через 5, даже 10 лет.
Решил прикинуть, сколько может стоить город под куполом с учётом удешевления.
Убеждён, без парка развлечений проект обошёлся бы минимум на 30% дешевле — 1 миллиард долларов. А ежемесячные расходы вообще сократились бы до 10-15 миллионов — этого хватит на электроэнергию для двух микрорайонов Москвы и 200 человек персонала.
И получим новые данные:
Стоимость квадратного метра — 165 000 рублей. Квартира в 60 метров будет стоить 10 миллионов рублей.
Ежемесячные сборы — 23 миллиона рублей. Если все квартиры по 60 метров и стоимость обслуживания 4 000 рублей с квартиры.
В этих условиях проект выходит на самоокупаемость мгновенно. Вроде, неплохо!
Да много чего! Например:
Этажность зданий под куполом. Пример проекта "Остров Мечты" не предполагает многоэтажного расположения площадей. В некоторых строениях два этажа, в некоторых это просто декорации. Но даже под их куполом могут поместиться пятиэтажные здания.
Обслуживающий персона. Нам неизвестно, сколько требуется людей для обслуживания города под куполом. Скорее всего меньше, чем 200, как мы предположили в наших расчётах.
Водоотведение и канализация. В "Острове Мечты" здания не оборудованы коммуникациями. И весь комплекс опирается на централизованную канализацию — туалеты в центре зала. Если распределить эту систему по квартирам, то проект подорожает, но, с другой стороны, освободятся квадратные метра под застройку и продажу.
Материалы для изготовления купола. Материалов множество. И они могут влиять на стоимость проекта.
На самом деле, мы много чего не учли. Но тем интереснее сам проект. Ведь помните, с чего начинается эта статья? Мы не обладаем знаниями, опытом, технологиями. И пока не начнём проектировать, они не появятся.
Возможно, когда-нибудь мы будем жить на других планетах или на дне океана.
Сначала это будет опасно и дорого — для исследователей. Потом безопасно, но всё ещё дорого — для избранных. А затем станет и безопасно, и доступно — для всех. Так всегда происходит.
Чтобы двигать человечество вперёд (а ещё лучше вверх!), нужно смотреть туда, куда раньше мы не смотрели, пытаться сделать то, что никто ещё не делал. А иначе, если не бороться с невозможным, мы никуда не сдвинемся. Скучно будет жить!
Города под куполами обязательно случатся. И мы с вами уже знаем, сколько нам нужно будет денег, чтобы купить квартиру на улице, где всегда светит солнце и хорошая погода. Где не будет зимы и ураганов. Где будет красиво, безопасно и уютно.
А ребятам из "Острова Мечты" могут только посоветовать, если им кончно нужны советы по монетизации инфраструктуры парка развлечений: стройте под вашими куполами помещения и сдавайте их в аренду под мероприятия или жилье. Сделайте шаг в будущее — в первый город под куполом.