ПИСАТЕЛЯМ:

9 ОШИБОК ПРИ НАПИСАНИИ ДИАЛОГОВ

Старайтесь учесть эти ошибки, чтобы сделать диалоги более живыми, естественными и динамичными.

№1 — Неуместное обращение по имени

Тот случай, когда персонажи в диалоге часто обращаются друг к другу по имени. Часто используется, чтобы обозначить, кто и с кем ведёт диалог. Но звучит это очень не естественно.

Возникает в случаях, когда автор не уверен в том, что читатель понимает, кто перед ним. Лучше позаботиться об этом до начала диалога.

№2 — Сложная атрибуция

Речь о коротких вставках "он сказал", "она добавила". Полезная штука. Но иногда авторы увлекаются и начинают использовать сложные слова, чтобы разнообразить эти тэги. Например: "умаслил", "распалился" или что-то в этом роде.

Если есть сомнения, используйте простое "он сказал", "она спросила". Эти теги не отвлекают внимания читателя от самого важного в диалогах — того, что говорят персонажи.

№3 — Отсутствие контекста

Это противоположная крайность сложной атрибуции. Когда персонажи общаются продолжительное время без каких-либо комментариев. Читатель может потерять последовательность реплик и не понимать, кому принадлежат слова.

Введите паузы, в которых персонажи будут совершать действия. Они могут пить чай, смотреть в окно, даже думать о чём-то, вспоминать. Это разделит смысловые части диалога и добавит контекст, а значит и глубину, в диалог. Но не увлекайтесь контекстом, это всё ещё диалог, его нужно завершить.

№4 — Очевидные вещи

Если собеседники говорят очевидные вещи, которые нам уже известны, это скучно. Эти диалоги рассказывают нам факты, а не рассказывают историю.

Добавьте подтекст. Состоятельная женщина, говорящая о том, что на ней платье от Кельвин Кляйн, не вызовет интереса. Но если она не богата или это платье не её, или она только думает, что на ней платье от Кельвин Кляйн, а на самом деле это не так — это добавляет подтекст, обогащая историю и двигая сюжет.

№5 — Затянутое вступление (small talk)

В реальной жизни люди начинают беседу со вступительных вопросов: как дела, как здоровье. Они говорят о погоде и друзьях. Это small talk — часть этикета.

В произведении у вас на это времени нет. Затягивая диалог, вы рискуете тем, что читатель не дотянет до важных вещей. Какая фраза зацепит вас сильнее: "Какого черта ты переспала с моим мужем?!" или "Привет, Анна."?

Большинство читателей ответят так же.

№6 — Слишком много наречий

Существительные и глаголы в вашем произведении — это мясо и картошка на тарелке. Они отлично сочетаются, они вкусные и превосходно насыщают. Наречия в данном контексте — это приправа. И это особенно справедливо для диалогов.

Если вам приходится использовать наречия, значит ваши глаголы были неубедительными или недостаточными.

Пример с наречием: "мягко сказал он".

Пример с глаголом: "он щекотал ее ухо своим теплым дыханием".

№7 — Экспозиция в диалоге

Иногда авторы вставляют факты в диалоге, о которых персонажи знают. Это происходит, когда автор пытается через персонажа вести диалог с читателем, который мог, в отличие от персонажей, что-то упустить.

Пример: "Дружище, ты провалил все экзамены второй семестр подряд. Твои родители тебя прикончат".

Собеседник и так знает, что он провалил экзамены. Люди так не разговаривают. Автор просто пытается добавить важности случившемуся. Но это ошибка.

№8 — Междометия

В реальной жизни люди действительно используют междометия, чтобы дать себе время подумать и подобрать слова. Но в диалогах художественного произведения это делать не обязательно. Они просто создают шум.

Единственный случай, когда использование междометий оправдано, это дополнение персонажа, его характера — его естественные реакции. Если он шокирован или смущён, если он иностранец, который не знает верных слов, или если он социопат.

№9 — Противоречие с персонажем

Так происходит, когда автор заставляет персонажа говорить то, что ему не свойственно. Сельский житель не может говорить как древнегреческий философ. Профессор литературы с пятидесятилетним стажем не станет использовать сленг. Обратите внимание на то, чтобы ваши персонажи говорили и вели себя так, как им положено по образу, который вы им придумали заранее.

Единственный случай, когда ваш персонаж может выбиться из образа — это юмористическая сцена.